Консультация для родителей
«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
(В. Берестов)

Изобразительная деятельность(рисование,лепка,аппликация)является важным средством эстетического воспитания: она позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. У ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. 
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. 
Любой родитель может обернуть урок рисования в развивающее познавательное либо захватывающее игровое занятие. А еще здорово поднимать самооценку творца, каждый раз хваля его за шедевры. Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.

 

                           Что надо учитывать во время занятий рисованием родителям:

  •  Никогда не смеяться и не говорить, что малыш не умеет рисовать
  •  Не стоит взрослому исправлять и дорисовывать в рисунках ребенка за него
  •  Не заставлять детей рисовать образ по приказу взрослого. Ведь это уничтожает фантазию и воображение детей.
  • Для знакомства с миром художественного творчества ребенка предпочтительно использовать карандаши ,краски,мелки Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. 
  • Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера(разного формата). В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
  • От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь насколько правильно ребенок, держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку. Необходимо сесть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком.
  • Чтобы не слишком утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься рисованиемв течении длительного времени. Не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.

Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. Однако, если ребенку трудно, если мелкая моторика пальцев еще неразвита и он не попадает в контур, на первых порах можно использовать прием «рука в руке».

  • Используя необычные способы рисования продумайте как организовать рабочее место ребенка.Приготовьте клеенку,салфетки,фартук или старую папину футболку для творчества.
  • Сделайте «альбомы», куда будете помещать работы ребенка.Поместите рисунки в рамочки и украсьте интерьер детской комнаты.


Ваш малыш получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.    

 

                        С некоторыми техниками мы познакомимся подробнее…

1. Рисование пальчиками.

Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.  

 

2. Рисование ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается

3. Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса? ", "Кого или что она тебе напоминает? " - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

 

4. Оттиск смятой бумагой.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. 

 

5. Отпечатки листьев.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

6. Ниткография

Способ получения: ре6енок опускает нитку в краску. 3атем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

 

7. Монотипия

Способ получения изображения: ре6енок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изо6ражаемого предмета, либо ставит просто кляксы (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. 3атем изо6ражение можно украсить.

 

8. Оттиск пробкой (поролоном, ватными палочками,печатками из ластика и т. п.)

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушечке с краской (либо в сразу гуашь) и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и пробка.

9. Веселые брызги

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски(можно использовать зубную щетку), держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся "белые пятна" можно оставить пустыми или раскрасить.

 

10. Картофельные штампы

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку... Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.

11. Выцарапывание

Понадобятся кусок картона, восковые мелки и какой-нибудь острый предмет (не забываем при этом о правилах безопасности). Берем мелки и покрываем ими всю поверхность картонки слой за слоем. Можно начать со светлых мелков, а под конец нанести слои темных цветов. Теперь берем заготовленный острый предмет и процарапываем им изображение, открывая слой нужного 

12. Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг.

 

13. Мелом на асфальте

Прекрасное занятие для солнечного летнего дня. Разумеется, рисовать веселее в компании других ребятишек. Например, во дворе на асфальтовых дорожках.

14. Аппликация и коллаж

Изготовление аппликаций и коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное - всегда иметь под рукой интересный материал для творчества.
Заведите с ребенком специальную коробку, в которую будете складывать детали будущих картин. Что можно собирать?
- Куски фольги, разнообразной бумаги - папиросной, оберточной, гофрированной, цветную бумагу, блестки.
- Лоскутки самых разных тканей, обрезки кружев, ленты, шнурки от подарочных упаковок, ненужные пуговицы, клубочки пряжи, ватные шарики.
- Перья, листья, семена, плоды, сухие соцветия интересной формы, плоские камешки, крупный песок, раковины, веточки, кусочки коры, бересты и т. п.
- Красивые сухие фасолины, бобы, горох, фигурные макаронные изделия.
К этим материалам на кухне всегда можно найти дополнения: поваренную соль или сахарный песок, какао-порошок, муку, яичную скорлупу, рис, овсяные хлопья... Еще понадобится плотная бумага для основы и клей. Удобнее всего для этой техники пользоваться клеевым карандашом - так легче нанести клей точно в нужное место. Подойдет и клей ПВА. Можно приготовить клейстер из муки.
Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги набрасываются приготовленные материалы. Пускай сначала ребенок просто попробует поработать с самыми различными материалами: набросает на клейкую поверхность крупу или горох, блестки, кусочки яичной скорлупы или цветной бумаги... Он увидит, что более тяжелые предметы (камешки, горох, бобы) потребуют большего количества клея.
Если малышу понравилась новая изобразительная техника, вы можете посоветовать ему создать целую картину. 
Создание большой картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца.

 

15. Коллаж из ткани

Понадобятся лоскутки ткани разного цвета, клей и бумага для рисования. Нужно нарезать ткань на мелкие кусочки, скомкать их и разложить перед собой на столе, подобрав по цвету. Потом нужно нанести на бумагу небольшие капли клея. Кусочек скомканной ткани нужно приклеить одним концом к бумаге (приложив к этим каплям), а остальная часть будет лежать совершенно свободно. Таким же образом можно получить необычный эффект и на рисунках: вставленные туда тряпичные облака, цветы или огонь сделают необыкновенно эффектным рисунок.

16. Аппликация

То, что нам, взрослым, кажется достаточно простым, от малыша может потребовать больших усилий. Аппликация, то есть вырезание, намазывание клеем и приклеивание мелких деталей дают хорошую возможность попрактиковаться в тонких ручных умениях. А еще, как и техника коллажа, это занятие развивает зрительно-моторную координацию и пространственное воображение.
Поначалу малышу будет трудно аккуратно намазывать детали. Но со временем он обретет необходимые навыки. В качестве деталей можно использовать трафареты или любые предметы интересной формы, обводить их, вырезать, а потом составлять из этих деталей композиции. Можно предложить и темы для композиций: например, море с кораблями, рыбами, дельфинами... Или сценки в цирке, зоопарке и т. Дерзайте, фантазируйте и творите вместе с вашими детьми!